Любовь и ненависть.

 В логическом смысле любовь и ненависть относятся одно к другому как добро и зло: эти пары слов — антонимы. Однако имеется одна существенная разница в упомянутых отношениях: в то время как проявление любви и ненависти у одного человека по отношению к разным людям возможно и дóлжно (так же как и агрессивное поведение в уместных обстоятельствах допустимо или даже необходимо), сочетание добродетельности и злодейства в одном человеке невозможно, если он в здравом уме, в ином случае оно является признаком шизофрении — разделения личности, а силами, производящими такое разделение, являются страх и ненависть. Террористические политические режимы разжигают страх и ненависть, которые исходят от психически больных людей, не оставляя места для добродетели. А добродетельный человек не движим страхом, источник его добродетели — дружелюбие, соединяющее любовь и дружбу. Дружелюбие, в греческом ἀγάπη, в отличие например от ἔρος, φιλία, φιλαυτία, φιλαδελφία, ἀντέρως, στοργή и других проявлений и производных любовных чувств, — не только любовь к себе и себе подобным, но также ко всему, достойному любви, т.е. чувство всёобъятное и всёобъемлющее, во-вторых, чувство однонаправленное, не подразумевающее и не требующее ответного чувства, хотя предрасполагающее к нему, и в-третьих, любовь, в которой нет ревности, корысти и горечи.

Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума — λόγος’а, а лишённый разума он начинает существовать и говорить отдельно от его прообраза — Бога Λόγος’а. Такое отделение и обособление лишает человека источника добродетели — дружелюбия, и он становится подобен блудному сыну, презревшему отеческую и материнскую любовь, чтобы обрести свободу, но со временем осознающему (если он оказывается на это способен) бесплодность скитаний и метаний. Конечно, человек не может существовать без любви, но её прообраз, запечатлённый в памяти в жизненных обстоятельствах её проявления, предопределяет её будущий образ, хотя их отношения не однозначны, поскольку даже люди, ожесточённые обстоятельствами, могут одуматься и преобразиться в процессе покаяния (греч. покаяние μετάνοια, покаяться μετανοέω): „Поэтому покайтесь и обратитесь к Богу, чтобы загладились грехи ваши, и пусть придут времена отрады от лица Господа, и пусть пошлёт Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времён совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от начала веков.“ Деяния Апостолов 3:19-21

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.